П.В.Турунцев: "И все-таки мне нравятся все студенты"


Ассистент кафедры политологии Петр Валерьевич Турунцев дает бодрое интервью о силе знаний, политике во всем и важности собственного мнения.




- Вы уже 13 лет входите в двери БГЭУ. Помните свой первый день работы?

- Помню. Первый день был очень знаменательным. Я сильно волновался перед тем, как войти в аудиторию. Дело в том, что лет мне было мало тогда ещё,  некоторые студенты были даже старше меня. Ну и, конечно, пара у меня была расписана, все вопросы я заранее подготовил, но, тем не менее, всё равно все эти вопросы были заданы в течение получаса, и пара для меня была слишком длинной. А вот сейчас уже, после 13 лет работы, ситуация совсем другая -  пары не хватает для того, чтобы все вопросы обсудить. Появились какие-то  свои приемы для донесения информации студентам, когда объясняешь какие-то понятия на наглядных примерах.

- Почему Вы после Истфака БГУ решили прийти в БГЭУ и преподавать такие предметы, как геополитика и политология?

В 90-е годы прошлого века вопросы, связанные с политической жизнью, были очень популярны в обществе, может даже больше, чем сейчас. В то время я как раз закончил школу и обучался в университете. Преподавателей политологов по образованию было тогда немного. Это сейчас БГУ и наш университет, конкретно – Институт социально-гуманитарного образования - готовят дипломированных политологов в достаточном количестве.

И потом, история и политология очень близки. Не зря одним из основных методов  политологии является исторический.  Политическая  действительность подразумевает  постоянное развитие тех или иных процессов, принятие политических решений, воплощение этих решений в жизнь, т.е. определенную динамику, которая невозможна вне исторического контекста.  Кроме того, многие политические проблемы своими корнями уходят в историю, исторические события или их трактовка способны влиять на политику государств в наши дни. Вот мы в этом году отмечаем 70-летие победы в ВОВ. Я думаю, не нужно объяснять, насколько сильно влияют вопросы, связанные с той войной, на политику современности. И таких примеров можно много привести.
 Поэтому, когда в свое время поступило предложение поработать на кафедре политологии, я сразу согласился и нисколько не жалею о своем выборе.

- Некоторые преподаватели больше занимаются наукой, а к преподаванию относятся как к необходимости. А что это для Вас?

- Моя работа на кафедре – это в основном, как раз, преподавание. При правильном подходе работа  в аудитории может оказаться весьма увлекательной. Нужно, конечно,  умение организовать дискуссию, но этого не достаточно. Ты объясняешь что-то людям, что-то люди тебе рассказывают, нужно это воспринимать. И даже если он неправильно что-то говорит, не прерывать его, давать возможность высказаться, и потом,  сделать это таким образом, чтобы он сам пришёл к тем выводам, которые сделают его более образованным человеком, более компетентным. Может, какие-то вопросы наводящие задать или поделиться информацией, далеко выходящей за пределы учебной программы.  Если изначально это получалось трудно, то сейчас даже испытываешь какое-то удовлетворение от проделанной работы. Однако вопрос здесь в другом. Когда делишься со студентами знаниями, нужно понимать, что эти знания тебе самому нужно постоянно обновлять, совершенствоваться, знакомиться с новыми книгами и авторами. Невозможно научиться раз и навсегда. Так работа в аудитории заставляет учиться и самого преподавателя.

- С какими студентами Вам приятнее работать? Есть какой-то определённый типаж?

- Мне кажется, если мы говорим о профессии педагога, тем более высшей школы, то такого не должно быть. Нужно работать со всеми студентами. С теми, кто пришел за знаниями, разумеется. Ведь никто их под конвоем в университет не гнал, сами пришли. Значит – должны учиться. Конечно же, мне больше нравится, если люди готовятся к занятиям. Понимаете, это как в музыкальной школе при разучивании пьесы: сначала нужно выучить текст, а потом уже работать над оттенками. И если у человека какая-то база есть, тогда уже можно разворачивать какие-то дискуссии и  заниматься политологией с интересом. А если он форму правления не может отличить от политического режима, то, конечно, с таким студентом труднее. Но всё-таки мне нравятся все студенты.



А каким Вы сами были студентом?

- Нынешний студент и студент 90-х годов не очень сильно, но отличаются, конечно. Выражение  «лихие 90-е» появилось не на пустом месте. В нашей стране, конечно,  различные проявления переходного периода  были  не такими яркими, как в соседних государствах, но и у нас этот период был сложным. И годы были лихие и студенты мы были, не то чтобы лихие, но своеобразные. И обстановка к этому располагала. Для примера: когда я поступил на исторический факультет БГУ, студентам разрешалось курить в коридорах учебного корпуса, а в буфете продавалось пиво. А в целом, мы вели обычную студенческую жизнь. И пусть нам и приходилось высыпаться через раз, мы успевали  и поучаствовать в КВН, готовили различные студенческие вечера, занимались спортом, конечно же, и успевали учиться на пятёрки. Чтобы нынешние студенты не хихикали, уточню: тогда была пятибалльная система.
Да и читать успевали. Вот напишите, скажите студентам, что если не прочитаете что-нибудь в студенчестве, то потом времени будет ещё меньше. Вообще, хотелось бы посоветовать нынешним студентам не тратить зря времени, ставить цели и приступать к их достижению немедленно, т.к.  с годами времени больше не становится – только меньше. В отличие, скажем, от денег это ресурс невосполнимый.

- Исторический факультет всегда славился очень свободными нравами, и это парадоксально : с одной стороны они могут пить пиво в центре города, но в то же время обсуждают важные, довольно актуальные политические темы. С тех пор ничего не изменилось?

- Вот в этом отношении да, единственное, что изменилось — это место, где они его пьют.
Раньше это было значительно ближе, чем сейчас - на так называемой Паниковке. И нам казалось, что это можно, что мы ничего не нарушаем и все лавочки были заняты различными факультетами, прежде всего, конечно, историческим. Но обсуждались те же вопросы. Во всяком случае, когда были дни рождения, другие какие-то праздники, тосты были довольно странными для обычных людей: за великих князей, полководцев и тому подобное.  Вообще, должен отметить для студентов, что чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью. Ключевое слово -  «чрезмерное».

- Расскажите, пожалуйста, с чего вообще началось ваше увлечение общественными науками?

- С детства, разумеется. И, прежде всего, с книг. Прекрасно помню первую историческую книгу, до которой мне удалось добраться, в силу небольшого роста – мне было лет 6: «Чингисхан» Василия Яна, такая в зеленом переплете. Потом мне подарили  «Книгу будущих командиров». Информация в книге содержалась, в основном, историческая: античность, средневековье и вплоть до Великой Отечественной Войны, которой было уделено особое внимание. Все было подано в интересной, увлекательной форме. Дальше было много книг по истории, географии, много журналов. 

И, чтобы вы знали, история — это болезнь, вы не сможете спокойно смотреть исторические  фильмы. Ведь обычно люди не обращают внимания, на какой стороне должны находиться ордена и медали, почему у солдата 41-го года неправильного фасона  форма  и многое другое. Для большинства такой подход -  занудство.

А ведь история — это история войн, история политической борьбы, конечно же, исходя из этого, политическая наука уже тогда интересовала меня.

И, конечно, был интерес к географии. Было очень интересно смотреть программы о путешествиях. Или получить лет в пять глобус в подарок и показывать на нём, где находятся Аппалачские горы. И тогда, между прочим, у нас каждый двоечник знал, на каком континенте находится Гондурас. А сейчас я уже задаю вопросы в учебных группах,  и некоторые студенты мне отвечают, что в Африке.

Я призываю студентов больше интересоваться общественными науками, ведь это формирует взгляд на мир. Почему мы должны чужим взглядом руководствоваться? У нас должен быть свой, и для этого нужно читать книги, путешествовать. Сейчас намного больше возможностей путешествовать, однако люди почему-то больше знали  географию тогда, когда такой возможности не имели. Я никого не осуждаю, и не говорю, что студенты современные хуже, возможно они лучше. Но на них сваливается каждый день огромный поток информации, зачастую ненужной и даже вредной и ничего с этим не поделаешь. Формируется так называемое «клиповое» сознание. Это когда вы принимаете  информацию желательно на слух, зрительно и небольшими порциями. А если человеку показать газету 19-го века : большую такую простыню мелким шрифтом, то вы не заставите его это прочитать, потому что просто  времени у него на это не будет, у него масса дел в жизни. 

Да, современный студент использует, так называемый, удаленный интеллект, в интернете находит ответы на все вопросы. Действительно, зачем зря забивать голову информацией, если можно решить все проблемы одним движением пальца. Но тут есть и опасность : можно манипулировать таким образом людьми. Человек начинает жить не своими потребностями, не развивается. Все за него решает кто-то другой: что он должен есть, что носить, как относиться к истории, что читать. Хотя ему самому кажется, что это он сам делает выбор. А просто он перепоручил свой интеллект интернету, своего собственного у него фактически нет. Мир не стоит на месте, но всё-таки свой интеллект развивать тоже нужно. Пренебрежение общественными науками чувствуется. Современные студенты могут не знать историю Беларуси, хотя учили её 3 раза, включая университет. Это потому что они считают, что это не важно. И действительно, есть другие очень важные предметы: языки, ваши непосредственные экономические дисциплины, которые вам пригодятся в практической жизни, а какая-нибудь геополитика, политология непосредственно вас кормить не будут. 




А общественные дисциплины затрагивают только теоретические вопросы  и, какая разница, с каким счетом Кутузов обыграл Александра Македонского. На самом деле теоретические, казалось бы, вопросы зачастую непосредственно влияют на нашу жизнь. Скажем, теоретическое представление о ведьмах могло в оные времена привести к вполне осязаемым  последствиям для вполне конкретной, причем невиновной, женщины. Примерами этого наполнена наша действительность. Вот у наших соседей, украинцев, значительная часть вопросов, из-за которых они готовы убивать друг друга – исторические, к нашей действительности, казалось бы, не имеющие никакого отношения. А, учитывая уровень исторического невежества, воздействие этих псевдоисторических вопросов на формирование  убеждений  становится поистине колоссальным.

- Как бы Вы объяснили суть политики маленькому ребёнку?

- Политика — наука о власти. Власть – центральное понятие. Если бы маленький ребенок задал мне такой вопрос, честно говоря, он поставил бы меня в тупик. Не самим вопросом, а тем, что политикой интересуется маленький ребенок. Вопросы, связанные с властью, одновременно связаны с предельным цинизмом, жесткой, а часто и жестокой, борьбой. Можно много говорить о морали в политике, но, даже если вы придерживаетесь в политических вопросах морали, то ваши партнеры или противники могут этого не делать и вам придется отвечать адекватно. Поэтому маленьким детям ни к чему вопросы о политике. Хотя в процессе воспитания мы используем те же ресурсы, что и при осуществлении власти. Ведь мы навязываем свои решения ребенку, порой вопреки его воле.

Ну, например, можно сказать «если будешь плохо кушать, то обязательно вырастут рога», и что же ребёнок сразу делает? Хватается за голову, ведь он же верит, если очень маленький, конечно.  Вот вам классический пример использования информационных ресурсов власти. Дальше вы можете начать материально стимулировать хорошее поведение ребенка или поставить его в угол – это экономические и силовые ресурсы. Все это происходит потому, что ребенок нам неравносилен и неравноответственнен, а следовательно – неравноправен. А мы, имея целью благо ребенка, принимаем в отношении  него соответствующие решения, которым он должен следовать.

Политика, от слова  «полис» - государство в обозначении древних греков, т.е. искусство управления государством, всеми сферами его жизнедеятельности, не только экономической, как сегодня многие считают. Если считать семью маленьким государством, то деятельность на благо семьи, принятие решений, обязательных для всех членов семьи в целях достижения этого блага – это политика. Но для ребенка, тем более маленького это было бы, наверное, слишком сложно, поэтому  я бы не стал ему объяснять, а, скорее, ограничился  оригинальным ответом, в стиле  «подрастешь - поймешь», отложил бы этот вопрос. Педагог  должен реально оценивать свои возможности, а маленькие дети – самая сложная аудитория.

- Вы говорите, что политика использует информационные ресурсы. Вы сейчас можете доверять каким-нибудь СМИ? Что читаете, смотрите?

- По роду своей профессии я должен отслеживать самые разные источники информации, т.к. нужно быть в курсе политических событий сегодняшнего дня. Я должен знать не только новости, но оценивать их, знать мнение экспертов в соответствующих областях. Только тогда мое мнение будет для студентов интересным, заслуживающим внимания.

 Но, что касается того, доверяю ли я каким-нибудь СМИ, то, конечно же нет. Вернее, не считаю СМИ объективным источником информации.  Американский профессор Герберт Шиллер выделял в числе социальных мифов миф об объективности  СМИ и плюрализме. СМИ подают не информацию, а её интерпретацию, а я не имею доступа к первоисточнику и должен всё критически оценивать. Кто контролирует данное СМИ, под воздействием каких обстоятельств создавался данный сюжет, каковы были цели его создания? Это все важные вопросы. А есть еще личность и уровень компетентности  журналиста, пристрастия аудитории и многое другое.

  Я должен создавать собственную картину. Более того, я же не могу заявлять собственную позицию, как некоторые  преподаватели, и таким образом занимаются не обучением, а воспитанием студентов, причем на основе недостоверной информации. Потом появляются Киево-Могилянские академии, где все студенты дружно вылазят на улицу с дубинами  вместо того, чтобы учиться.  Поэтому средствам массовой информации, особенно в современном мире, я не могу доверять, и вообще, это не то слово  «доверять», которое нужно использовать в данном случае. Человечество давно уже от веры перешло к знаниям,  правда, сейчас наблюдаются обратные тенденции. Мы эти вопросы уже затрагивали. Люди не читают, пренебрегают общественными науками, не имеют собственных знаний, т.е. ничего не знают. Что им остается? Только верить или не верить СМИ. Мне кажется – это серьезный шаг назад для общества. Очень часто встречаю людей, даже образованных, которые говорят  о представителях СМИ: «Вы знаете, этому человеку я доверяю безоговорочно». То есть как? Нужно грамотно пользоваться СМИ.

Если хотите конкретно, чем я пользуюсь, то это и наши белорусские СМИ.
Это и российские СМИ, Euronews; что касается западных — BBCи CNN. И, честно говоря, когда посмотришь по одному и тому же поводу все эти каналы, то можно уже создать более-менее понятную картину. Мне просто приходится это делать, может быть кому-то хватит и одного канала, он будет верить, такому человеку можно только позавидовать: у него в жизни никаких сомнений.

- Давайте немного о Вас : опишите свои увлечения в пяти словах.

- Я не могу сказать, что горю чем-то. Мне нравится физкультура, пейнтбол, музыка, литература, путешествия. Это в 5-ти словах. Из физкультуры на сегодняшний день, осталось только железо, в силу возраста. Другими видами нет времени заниматься. Но это самое серьезное увлечение и настоящее удовольствие. Музыкой я не то чтобы увлекаюсь, но она меня постоянно сопровождает, тем более, учитывая музыкальное образование. Это может быть и современная музыка, но, поверьте мне, Гайдн и Моцарт, их можно послушать, тоже ничего с вами плохого не случится, рекомендую. Ещё путешествия, прежде всего — море, но с горами обязательно. Без гор оно просто не воспринимается, это мое мнение. Ну и, конечно, история и политика меня увлекают. Я не могу, скажем, 2-3 дня не знать, что происходит в мире и быть спокойным.

- Многие люди задают вопрос, какие книги сформировали ваше сознание. А как вы считаете, это возможно?

- В одной из песен Высоцкого описывается ситуация, когда мальчики читают книжки и начинают жить в мире высоких чувств, и там говорится, что если ты стал хорошим человеком, значит, нужные книги в детстве читал. Я считаю, что действительно, если человек читал приличную литературу, то он и сформируется приличным человеком. Конечно, в нашем понимании, человек на постсоветском пространстве должен знать и кто такой Пушкин, и кто такой  Михаил Афанасьевич Булгаков или Лев Николаевич Толстой. У них много можно почерпнуть интересных мыслей, просто мы их сегодня невнимательно читаем.
На меня также повлиял Николай Васильевич Гоголь, просто замечательный писатель, недооценённый, на мой взгляд, даже современные события точно у него описаны. Если кто-нибудь прочитает «Страшную месть», то там всё просто по полочкам разложено. Булгаков — отдельная тема, конечно, «Мастер и Маргарита» - культовый роман, но мне все-таки больше нравится его  «Белая Гвардия».  Если возвращаться ко Льву Николаевичу Толстому, то, конечно,  «Хаджи Мурат» - его можно просто цитировать, мотивация всех наших поступков у него описана очень точно. «Казаки»,  «Севастопольские рассказы» . Антонин Петрович Ладинский, с его историческими романами, хотя это имя мало кому, что скажет. Все не перечислишь.

- Часто ли Вам удаётся путешествовать? С чем вы больше согласны: с тем, что «лучше там, где нас нет» или с тем, что «в гостях хорошо, а дома лучше»?

- Нечасто, только летом. Конечно, когда мы путешествуем, то воспринимаем всё с точки зрения туриста: мы там не работаем, не решаем житейские проблемы, с которыми сталкивается местное население. Даже путешествуя в неблагополучные страны можно получить удовольствие: это, как правило, страны очень красивые. Но когда уже две недели находишься где-нибудь, то почему-то начинаешь скучать по Минску.
Я уроженец города Минска, и сюда начинает тянуть. Конечно, в молодости такого не было, там хоть на Северный полюс позвали бы, ты сразу же собрал бы вещи и поехал. С возрастом это ощущение уходит, начинаешь больше ценить свой город. Тем более, что он на моих глазах меняется к лучшему уже 20 лет.




- Вы всю жизнь провели в Минске, расскажите о памятных местах Вашего детства.

- Универмаг «Беларусь»,  именно так. Тогда таких крупных торговых центров было немного. Мы жили рядом, и  я часто с родителями заходил в универмаг. Запомнилось большое количество людей  и запах кофе.

Это, конечно же,  и центр города, цирк. Площадь Независимости — простор, сейчас-то я понимаю, что она не очень большая, в детстве было невозможно заглянуть до конца. И Троицкое Предместье: в то время я был просто уверен, что это средневековые постройки.

- В истории всё циклично, всё повторяется. С каким историческим периодом Вы могли бы сравнить наш сегодняшний мир?

- Вы знаете, с одной стороны, всё повторяется, с другой — ничего и не меняется. Если, скажем, я читаю «Записки о Галльской войне» Цезаря, то вижу современный мир в контексте этого времени, я могу провести параллели просто наглядные. Существование доминирующей державы, как она распространяет свое влияние, как  по частям разбирается со своими противниками, способы, при помощи которых она это делает, как находит между ними противоречия и использует их. Это если взять только одну конкретную книгу.
А в конечном итоге упадок той или иной цивилизации и зарождение новой. Вот мы сейчас с вами присутствуем при распаде Ялтинско - Потсдамской системы международной безопасности, будет какая-то новая. Вопрос в том, что, как правило, новая система возникала после большой войны. Вот здесь я даже не хочу проводить параллели и аналогии со временем, которое мне напоминает сегодняшнее положение в мире. Надеюсь, все обойдется миром, ведущие игроки найдут в себе силы переступить через свои амбиции и разрешат все противоречия в мирном ключе.

- Что скажете напоследок студентам?

-  Желаю им только хорошего, чтобы стали  приличными людьми, читали больше книг и чтобы постарались все вместе сделать жизнь в нашей республике как можно лучше.
***

.txt - Катерина Кучмистая, Алиса Петрова
П.В.Турунцев: "И все-таки мне нравятся все студенты" П.В.Турунцев: "И все-таки мне нравятся все студенты" Reviewed by Олег Полонский on 18 июня Rating: 5

Технологии Blogger.