Музпросвет: The Beach Boys "Pet Sounds"


Первый в истории музыки концептуалный альбом. Так-то, ребята. Но сначала предыстория.

The Beach Boys aka “Пляжные ребята” родом из Калифорнии и в свое время пели, как ни странно, о пляже! Как круто тусоваться на Западном побережье, наслаждаться океанским бризом, сёрфить и радоваться жизни (“Surfing Safari”, “Surfin’ ”, “Noble Surfer”, “SurfinUSA”, “I Get Around и прочее). Как можно догадаться, ребята очень любили лето, сёрфить и сочинять песни в жанре сёрф-рок. И дела шли у них просто замечательно. До поры до времени.



В 1965-м году все члены группы, за исключением Брайана Уилсона, отправились в мировое турне. Брайан же остался дома, пленённый идеей о записи чего-то нового и необычного. Отчасти эта идея  была навеяна влиянием на Брайана Уилсона так называемого британского вторжения – явления периода второй половины шестидесятых, обозначающего проникновение британской музыки в мировые музыкальные чарты (The Beatles, The Zombies, TheRollingStones, The Who и прочие «the …»).

В частности, стимулом к поиску нового звучания стал альбом TheBeatlesRubber Soul” , выпущенный в США в 1965: «Этот альбом поразил меня, — позже вспоминал Уилсон, — так как он целиком состоял из первоклассного материала. Тут я понял, что музыкальная индустрия становится очень раскованной и изощрённой. Теперь можно было браться за новые вещи — струнные квартеты, цитры и инструменты из других культур. Я тогда же решил: вот, что нужно попробовать, чтобы от всего альбома исходило электричество, — я создам величайший альбом в истории рок-н-ролла!»

Конечно же, он создал величайший альбом в истории рок-н-ролла, зато какой ценой! На сочинение музыки и текста ушло около пяти месяцев. Для выполнения своих замыслов Уилсон пригласил британского поэта-песенника Тони Эшера. Запись альбома началась 18 января 1966 года, пока основной состав the Beach Boys был на гастролях в Японии. Инструментальная сторона работы выполнялась сессионными музыкантами, строго следовавшими указаниям Брайана Уилсона. От участников группы требовалась только запись вокала.

Когда остальные члены коллектива прибыли с гастролей, то ознакомились с наработками Брайана и оказались  в некотором недоумении. Ярче всех высказался Майкл Лав, один из вокалистов группы: «Парень, не мудри с нашей формулой. Кто будет слушать это дерьмо? Собачьи уши?» Иронично, что это высказывание послужило вдохновением для Брайана (пишу, что для Брайана, т.к. братьев Уилсонов в группе было  целых три штуки)  для названия альбома, дословно, «Звериные звуки». Уилсон пообещал, что это будет единственный альбом такого рода, «для души», а затем они снова смогут заняться записью пластинок в старом и привычном жанре серф-рока. Но вокальные партии, предоставляемые Брайаном, оказались слишком непонятными для остальных участников коллектива, и почти всю работу по записи вокала Уилсону пришлось выполнять самому.



«Pet Sounds»вышел 16 мая 1966 года. К большому разочарованию, на родине альбом приняли тепло, но не более того: критики были в восторге, однако пластинка раскупалась плохо, юные поклонники ожидали обычный рок-н-ролльный альбом, а не богато раскрашенную симфонию о переживаниях взрослого человека. Но! В Великобритании он был встречен намного лучше, заняв вторую строчку в местном хит-параде.

Особое впечатление альбом произвёл на Пола Маккартни и Джона Леннона, которые под «свежим» впечатлением от прослушивания пластинки записали песню “Here, Thereand Everywhere” – невероятно милую балладу о любви. Позже Пол признавался, что без “Pet Sounds” не было бы и magnum opusTheBeatles– альбома «Sgt. PeppersLonelyHeartsClubBand», который, между прочим, признан лучшим альбомом всех времён по версии журнала Rolling Stone.

История – это, конечно, прекрасно. Но что же сам альбом? Чтобы не заниматься графоманством, приведу цитату из аннотации журналаRolling Stone к пластинке: ”Со своей яркой оркестровой частью, огромными амбициями, целостностью и тематической согласованностью,  PetSounds” изобрел – и в каком-то смысле усовершенствовал – идею того, что альбом может быть не просто суммой своих составляющих. Когда Уилсон пел, «Вот бы было здорово, если бы мы были старше» на величественной первой песне, он не просто представлял любовь, которая из влюблённости в старшей школе могла бы перерасти во что-то большее; он предлагал новую, более взрослую индивидуальность для самой рок-н-ролл музыки”.



Сами песни – эти частички одного целого – отражали очень личные переживания Уилсона и поэта Тони Ашера, который помогал Брайану в сочинении текстов. Например Caroline, No” не самые лучшие времена, а Ашер совсем недавно расстался со своей девушкой Кэрол, которая переехала жить в Нью-Йорк. Когда Тони приехал навестить Кэрол, он был очень сильно удивлён тем, как сильно она изменилась, и новая прическа Кэрол послужила вдохновением для написания первых строк песни:

Where did your long hair go
Where is the girl I used to know
How could you lose that happy glow
Oh, Caroline no

Но самая главная песня альбома, без сомнений, это “God Only Knows”.
Именно тот случай, когда слово «шедевр» не считается за пошлое, потому что если уж не это шедевр, то что тогда? Песня о любви, однако и она начинается необычно, со слов неопределённости:”I may not always love you…”.Но даже эта неопределённость звучит величественно, сопровождающаяся звуками валторны и нежным вокалом Карла Уилсона. Затем неопределённость перерастает в наивную и светлую веру юноши в вечную любовь:'

…but as long as there are stars above you,
You never need to doubt it,
I’ll make you so sure about it
God only knows what I’d be without you.



Заканчивается же песня уж совсем невероятным с технической точки зрения способом: три (четыре? пять?) голоса повторяют друг за  другом слова «God Only Knows», и мне, человеку по только Богу известной причине закончившему музыкалку на «отлично», тяжело представить, насколько это сложно сделать. Мало того, что все эти голоса записаны и сведены грамотно, так ещё как это звучит красиво!

«Для меня эта песня – прощание с детством и надежда на то, что любовь и есть ответ на все вопросы. И почти никто не знает, так ли это на самом деле» - Dominique Leone, Pitchfork.com

«You’re at Brian Wilson’s mercy from then on as he tips out tumbling drums and sweet harmonies relentlessly for the next three minutes. Simon from Biffy Clyro has the lyrics tattooed across his chest and it’s Paul McCartney’s favourite song, which say it all» - New Musical Express

Альбом занимает второе место в списке лучших пятисот альбомов в истории по версии журнала Rolling Stone. В 1993 году New Musical Express (NME) и журнал The Times признали альбом лучшим в истории музыки. Песня “God Only Knows” находится на первом месте в списке лучших песен 1960-х по версии Pitchfork.com.




P.S. Так почему же сейчас так мало людей знает о the Beach Boys, хотя они вдохновили «Битлов» на запись своего лучшего альбома? После “PetSounds” Уилсон хотел записать ещё более совершенный альбом – “Smile”, который должен был ещё более кардинально поменять представление о музыке того времени, но… У Уилсона развилась шизофрения, а остальные члены группы так и не поняли его идей. Альбом “Smile” был выпущен только спустя 37 (!) лет после намеченной даты.

***
.txt - Денис САГАНОВИЧ
Музпросвет: The Beach Boys "Pet Sounds" Музпросвет: The Beach Boys "Pet Sounds" Reviewed by Олег Полонский on 22 ноября Rating: 5

Технологии Blogger.