Erasmus всемогущий, или учеба на побережье Средиземного моря

В прошлом учебном году факультет международных экономических отношений заметно опустел. Многие недоумевали: вроде и мэо-пати проводится, традиционная поездка в Литву состоялась, да и на творческих конкурсах факультет все так же на высоте. В чем же дело? 

А дело все в том, что в вышеперечисленных событиях и мероприятиях недоставало Анастасии Бичун, ныне студентки 5 курса, узнаваемость и вовлеченность  в жизнь университета которой сравнима разве что с таковой  деканата МЭО. Куда пропала Настя и как жила без МЭО почти год – в нашей новой рубрике From BSEU with Love.

Что? Где? Когда?

А никуда Настя и не пропадала, вернее, «пропала» не совсем подходящее слово в данном случае, поскольку только ленивый не знал, что Настя уехала в Испанию по обмену. Кому-то были известны подробности, кто-то довольствовался только такой информацией, но, безусловно, многим было интересно, как ей это удалось и «как оно там, в Европе учиться». В учебном году 2014-2015 нашу героиню можно было найти в университете города Аликанте (который белорусам известен, скорее, как курорт), на факультете экономики благодаря образовательной программе в рамках Erasmus. Несмотря на то, что на момент подачи документов Беларусь еще не вступила в Болонский процесс и Настя могла выбрать любой факультет и дисциплины, девушка осталась верна выбранной на родине специальности и выбирала предметы, приближенные к международной экономике. 

Решение подать заявление на программу было принято довольно быстро, и за два дня до дедлайна Настя собрала все необходимые документы. При всей кажущейся сложности сбора всех необходимых бумажек и печатей, пакет документов выглядит весьма реально: документ, подтверждающий средний балл; бланки, подтверждающие знание иностранного и мотивационное письмо. Конечно, данный набор может видоизменяться и пополняться в зависимости от программы, но базовый пакет документов, как правило, держится на этих «трех китах».

После серфинга европейских сайтов и консультации у студентки БГЭУ, которая подалась на эту программу первой, информация наконец была собрана, а заявка - одобрена головным офисом в Вильнюсе. Уладив все сопутствующие вопросы с сохранением стипендии и документами, Настя получила в университете «добро» на участие в программе обмена на год, как и планировала.


Развенчание мифа о белорусской толерантности, либеральные преподаватели и дресс-код на экзамены

Впереди Настю ожидали месяцы незабываемых моментов и плодотворной работы, поскольку обучение в университете велось на двух языках – английском и испанском. И каким бы не был хорошим уровень языка, это создает некоторые сложности. Будучи человеком достаточно гибким и коммуникабельным, Настя довольно быстро влилась в абсолютно другую, западную среду. Условно этот период девушка разделила на три этапа: восприятие и наблюдение, обработка информации и, в конце концов, принятие условий этой среды либо сохранений своего мнения. Именно последний «этап» учит терпимости к чужой культуре; к людям, которые росли и воспитывались в совершенно другой среде и других традициях, их менталитету. И именно при погружении в западные реалии не в качестве впечатлительного и оптимистично настроенного туриста, а практически гражданина страны, развенчивается миф о якобы врожденной белорусской толерантности. Аннет, очень специфическая она у нас: мы лучше лишний раз промолчим, а выскажем позже, и не в самых приятных выражениях, и всем кому не лень. Такой опыт научил саму Настю не критике (в которую многим из нас свойственно ударяться, не задумываясь о последствиях), а адекватному восприятию: если они другие, то это не значит, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Больше всего это отличие либерального Запада от восточнославянского консерватизма проявлялось, по признанию самой Насти, в системе, по которой велось обучение в Аликанте.

Прежде чем разложить эти отличия по пунктам, моя собеседница заметила, что после года в испанском университете стала более уважительно относиться к белорусской системе обучения: оказалось, что база, заложенная в БГЭУ, не только пригодилась, но и помоглаНасте учиться на те же баллы, что и в родном университете. 

 Итак, обо всем по порядку:
1)Отсутствие давления и свобода во всем. Да, все наслышаны про либеральные подходы западноевропейских систем образования и это не миф. И если сначала покажется, что «что-то не так», к хорошему быстро привыкаешь.

2)Как бывшая староста группы, Настя отдельно отметила отсутствие таких привычных и обыденных нам звонков, журналов группы и проверок посещаемости, И хотя все эти вещи и действия, держащие белорусских студентов в порядке и дисциплине, скорее поясняют пункт выше, все же приятно помечтать о несбыточном.

3)Система виртуального кабинета студента, о которой у нас мало, кто слышал. Причем не на словах, а в действии: студенту доступна любая информация по изучаемым предметам, расписанию, экзаменам в режиме 24/7; также благодаря этому чудесному изобретению можно постоянно поддерживать связь с преподавателем, обращаться к нему по любым вопросам и быть в курсе событий. 

 4) Сами преподаватели и их стиль преподавания. Либеральность во всем: от одежды, судя по которой вы вряд ли можете предположить ученую степень и должность лектора, до способа донесения информации – преподаватель может просто прийти и сесть на парту, закинув ногу за ногу. Однако тут стоит сказать слово в защиту БГЭУ и нашего менталитета: у нас преподавателям не все равно, как, сколько и что ты усвоил из курса. В Испании же никому нет дела до того, выучил ли ты предмет, если не сдашь – берешь этот же предмет в следующем году и по новой. Поэтому когда в следующий раз преподаватель назначит вам отработку или даст возможность повысить рейтинг, он сделает это не из вредности, а из сопереживанияJ

5) Формат лекций. Во-первых, никто не встает, когда преподаватель заходит в аудиторию, хотя у наших студентов этот рефлекс развит настолько хорошо, что Настя первое время часто подрывалась с места. Во-вторых, понимая, Юлий Цезарь был в истории лишь один, а значит писать и слушать (и что самое главное, слышать) одновременно очень тяжело, преподаватели сбрасывают студентам лекции в электронном варианте, чтобы те могли заранее с ними ознакомиться и делать себе необходимые пометки во время пары.

6) Дресс-код? - Не, не слышали. Этот пункт вызвал у нашей героини особый конфуз, поскольку проучившись в практически женском вузе 4 года, где каждая стремится выделиться, быть самой обаятельной и привлекательной, а значит, не может дать себе слабинку и перестать следить за собой, она не увидела такой погони за красотой в испанском университете. Конечно, тут большую роль играют особенности климата, постоянная жара, так что хочешь не хочешь, а променяешь джинсы на шорты. Однако главная причина, по которой незазорно явиться на экзамен в топике и мини-юбке – культура и ее распространение в обществе. Кто-кто, а испанцы точно ответили для себя на вопрос «Ну и что же тут криминального?» J

«И стоило оно того?»

Однозначно. И для Насти этот опыт был важен не только с причин вполне очевидных – подучить иностранный, сравнить опыт преподавания, взять лучшее от иностранного преподавания – но и с позиции поиска себя. Ведь как бы далеко тебя не забросил Erasmus,ты всегда берешь с собой себя, а тут уже неизбежна переоценка ценностей и полная перезагрузка личности в целом. Для Насти очень важно было прочувствовать эту среду, «повариться» в другой культуре и взглянуть на себя со стороны не только как на личность, но и как на гражданку Республики Беларусь – представительницу особой, неповторимой культуры и менталитета. И тут сразу хочется вспомнить небезызвестное: «Каб любіць Беларусь нашу мілую, трэба ў розных краях пабываць”. То же самое случилось и с нашей героиней: именно вдалеке от дома начинаешь с особым трепетом и уважением относиться к тому, что является для нас обыденным, видишь и ценишь особые черты в белорусском характере, которые не прописаны в любом учебнике по обществоведению. После такого опыта впору и самому писать учебник.

Советы отчаянным и отчаявшимся

В истории Насти было много «граблей», поскольку у нас в университете сравнительно немного людей, решившихся испытать на себе все прелести Erasmus, учась на дневном отделении. Если же вы решитесь пойти навстречу мечте поучиться в лучших университетах Европу и решите податься на программу, не факт, что в вашей истории не будет каких-либо садовых инструментов, однако, мы все же попытаемся сократить их количество на вашем пути. Во-первых, преодолейте свой страх и неуверенность и перейдите по ссылке о программе, отгоняя попутные мысли «Как я же поеду один?», «Это же другая страна», «Ой как много документов, я не успею их собрать» и т.д. Это, по сути, ваш первый шаг по выходу из своей зоны комфорта. Во-вторых, не бойтесь задавать вопросы, спрашивать по 25 раз одних и тех же людей, стучаться в одни и те же двери. Да, это утомляет, но это поможет вам найти компромисс и максимально смягчить острые углы в случае недопонимания со стороны сотрудников университета. В-третьих, отстаивайте свою позицию, но вместо стратегии «с пеной у рта» выберите проверенную временем «логику и дедукцию» - оставайтесь сдержанными и логичными, наши молодые и горячие. Наконец, правило «доверяй, но проверяй» тоже никто не отменял, ибо недостаток или отсутствие информации в данном случае не освобождает от ответственности. Даже если вступление нашей страны в Болонский процесс несколько упростит многие процедуры, главным советом будущим поколениям будет совет оставаться дипломатичным и неконфликтным. В конце концов, не ленитесь, все реально и уж кому-кому, так точно не студентам стоит жаловаться на недостаток возможностей и перспектив. Ваше будущее в ваших руках, амигос!

***

.txt - Анна Лавникович
Erasmus всемогущий, или учеба на побережье Средиземного моря Erasmus всемогущий, или учеба на побережье Средиземного моря Reviewed by Олег Полонский on 12 февраля Rating: 5

Технологии Blogger.