Д.В.Зайцев: "Для разнообразия студентам иногда полезно готовиться к семинарам"


Ассистент кафедры политологии Дмитрий Владимирович Зайцев рассказывает о «хороших» преподавателях, настоящих студентах и совсем скромно о себе.

 - Почему Вы решили связать свою жизнь с преподаванием и почему же именно с политологией?

 - Политологом я решил стать очень-очень  давно. В детстве меня интересовали вопросы, которые обсуждались у нас на собраниях Верховных Советов,  связанные с выбором первого президента, то есть это в разрезе 1994-1996 гг. Тогда это было актуально для общества, а я был совсем юным, обо всем хотелось узнать. Учителя  в начальных классах не могли ответить на мои политические вопросы, но были знакомые, которые могли дать доступное объяснение. А преподавание стало логичным следствием того, что я окончил аспирантуру.
- Вы по первому образованию историк, почему сразу не пошли учиться на политолога, раз было такое желание?

- Дело в том, что моей специализацией как историка была история политологии. А в последующем я закончил магистратуру по всеобщей истории. После этого решил, что нужно больше развиваться в области политологии, да и до сих пор так считаю. Политология лично мне нравится больше.

- Совмещаете ли вы преподавание в университете еще с какой-то работой?

- Я работаю в МГИРО с 2011 года. Там занимаюсь репетиторством, а  также по заказу комитета образования Мингорисполкома в этом году готовил сборную Минска для участия в республиканской олимпиаде по обществоведению. Работа в университете и в МГИРО - это две параллельные жизни.

- Каким Вы были студентом? Вели здоровый образ жизни, участвовали, где только можно?

- Нет, в КВН только однажды. У знакомых есть компрометирующее видео с этим выступлением. Ну, ничего, у меня на них тоже компромата хватает. А так в основном я занимался «Что? Где? Когда?», был редактором факультетской газеты, проводил разные опросы, мониторинги. Много чего делал вне стен университета.
- Какие у Вас сейчас интересы вне университета? Как досуг проводите?

- Еще с лицейских времен мне нравится играть в большой теннис. Обычно, если это не теплый сезон, то играю раз в месяц, во время теплого сезона -  2-3 раза в неделю. Настольный теннис я тоже уважаю, но удовольствие получаю именно от большого.  

- А в другие дни, когда приходите с работы, хочется отдохнуть, там уже просто расслабляетесь?

- Поймите, у нас такой график, что мы по-разному приходим с работы, порой бывает достаточно поздно, когда остаются силы только уже готовиться к занятиям на следующий день и ложиться спать.

- Знаете, есть у многих такие разные методы успокаиваться. Допустим, кто-то мячик начинает сжимать специальный. У вас есть что-то своеобразное?

- Специально ничего не придумывал. Единственное, что могу сказать, что, когда я обдумываю  новую идею, думаю над формулировкой чего-то значимого для меня, например, публикации, я предпочитаю ходить по комнате. Меня это успокаивает.

- Вот, кстати, раз затронули эту тему. Существует интервальный режим работы. Когда на 50 минут нужно полностью сосредоточиться на работе, затем 10 минут перерыва. Как Вы считаете, полезна ли эта концепция?

- Я так жил по этой концепции почти все свои ранние школьные годы, когда действительно менял род деятельности примерно вот с такой частотой. То есть я мог позаниматься своими делами, потом что-то поучить, потом опять что-то поделать и снова поучить.

- А для студентов во время сессии?

- Не рекомендую учить сутками, но, с другой стороны, студенты все равно так делать будут.

 - Как-то же надо.

- У нас, еще в мои студенческие годы, всегда были студенты, которые учили по несколько дней подряд, чуть ли не запоем, а были студенты, которые учили в ночь перед экзаменом. Я скорее примыкал ко вторым, потому что я достаточно быстро усваивал материал. Но я никогда не учил так, чтобы вот много часов подряд. Я всегда делал небольшие перерывы.

***
- Легко ли у вас получить зачет или экзамен?

- И да, и нет. Я требовательный преподаватель. Поэтому просто так зачет я не приму. А вот сложно ли? Нет, потому что я не спрашиваю ничего такого, что могло бы выходить за рамки программы. Следовательно, любой студент, который освоил стандартные требования курса – в любом случае сдаст на положительную оценку.

- Может, дадите советы студентам, как им разнообразить свои дни?

- Во-первых, чтобы разнообразить свою студенческую жизнь, было бы неплохо иногда готовиться к семинарам.

- Но есть те, которые готовятся…

- Да, есть легенда, что такие студенты существуют. Ладно, на самом деле я сам был таким студентом, который успевал много чего сделать. Я никогда не ограничивался только университетом, потому что у меня на старших курсах была еще параллельно вторая специальность, работа и еще много интересных проектов, которыми я занимался. Это зависит от человека. Например, есть люди, которые реально хотели бы окончить университет, сегодняшний день дожить до завтрашнего дня, и только на выходных они могут себе позволить разнообразить свою традиционную жизнь. А есть же люди, которые постоянно что-то меняют в своей жизни. Ну, я не говорю про тот случай, когда они прогуливают пары ради этого. Я про те случаи, когда у них есть свободное время после пары, после подготовки к следующим занятиям.

- В нашем университете много студентов, которые поступили в БГЭУ лишь за тем, чтобы получить хорошее образование. Но, возможно, в них умирают великие дарования. Что вы можете об этом сказать?

- Студенты часто поступают, исходя из соображений «Куда в данный момент я могу поступить с таким-то количеством баллов, которое у меня есть по результатам сертификатов ЦТ?». Соответственно, порой они поступают не на специальность своей мечты. Это, безусловно, не самый лучший вариант. Я бы на их месте годик чем-то другим занялся, чтобы потом еще раз поступить на свою специальность.

Что я могу посоветовать тем студентам, которые чувствуют, что эта специальность, возможно, не их? Сразу же забирать документы – это, наверное, не совсем правильно, потому что может оказаться, что то, что они подумали правильным выбором, окажется вновь ошибкой, и так это может повторяться несколько раз, в итоге вы потеряете просто годы своей жизни.

Есть возможность поступить проще. Возможность параллельно пройти курсы переподготовки, получить вторую квалификацию. То есть в дополнение к тому, что у вас будет стандартный диплом, например, экономиста. Потому что один диплом экономиста может быть полезен и в других сферах. У вас может быть какой-нибудь стартап, совершенно далекий от экономики, а потом окажется, что нужно подписывать бизнес-содержащую. И эти навыки экономиста будут как раз кстати. Поэтому, я думаю, забирать документы не стоит.
- Иногда творческие люди поступают на экономиста, потому что потом можно получить деньги, зарплата есть какая-либо…

- Сейчас среди моих учеников готовится к поступлению в Академию искусств девочка, у которой есть уже своя выставка, и она проходит курс именно по бизнес-администрированию, чтобы научиться реализовывать это как бизнес-проект. И при этом она все равно собирается поступать именно на художника, потому что она понимает, что у нее это лучше получается.

Сейчас дополнительные навыки можно освоить где угодно. Тем более, что такую штуку, как самообразование, никто не отменял. На самом деле, я сам добился намного большего благодаря самообразованию. То есть у меня 15% от квалификации и большой процент из того, что я умею, научился делать сам. Научился делать во время студенческого самоуправления, потому что мне просто пришлось это делать.

- Что Вы думаете о трудоустройстве молодежи конкретно по специальности?

- Ох, больная тема. Смотрите, если это касается экономистов, то у них в этом случае достаточно хорошие шансы на старших курсах поработать - даже если не совсем по специальности, то по крайней мере в смежной сфере. Что же касается студентов гуманитарных специальностей, то им приходится искать все дальше и дальше от своей специальности. Вот психологам сложнее, но все же реально.

- Но экономистов же сейчас много, некоторые рекомендуют не поступать в экономический.

- С одной стороны много, но, как говорят работодатели, за хорошего специалиста всегда будет война. Поэтому задача не просто получить образование, а стать хорошим специалистом. И тогда в принципе не важно, сколько у вас конкурентов.

***
- Есть такое выражение: молодежь – это наше будущее. Относится ли это к современной молодежи?

- Да. Причем хорошее. Я знаю стереотипы насчет «поколения Y». Большинство из этих стереотипов я не разделяю.

- То есть Вы ладите со студентами? Вы понимаете их?

- Так бы прямо я не говорил, но я понимаю их мотивацию.

- Однажды, на своей странице в фейсбуке Вы написали: чем больше вы мне говорите, какой я хороший, тем злее я. Почему именно такие слова?

- Потому что я не люблю лесть.

- А если это не лесть?

- Зная, что это студенты, то это почти всегда наверняка лесть. В 10 классе моя любимая учительница истории в тот момент, когда лицеисты традиционно просили перенести дату проверочной  на когда-нибудь в другой день - они еще тогда сослались на мой день рождения, без моего согласия, кстати - она сказала одну фразу, которую я использую в своей практике: «Я хорошая? Так меня еще никто не оскорблял».

Идея в том, что преподаватели делятся на добрых – с точки зрения студентов это такие попустительски относящиеся к стандартным требованиям. А есть хорошие, которые независимо от каких-то личных обстоятельств, своего собственного дня рождения, все равно требуют одинаково высокий уровень знаний. Я хотел бы как раз относиться к этой категории, которая более требовательные, чем более добрые. Поэтому да, я действительно не воспринимаю лесть.

Лично я в первую очередь благодарен требовательным преподавателям, начиная со школы и заканчивая аспирантурой, благодаря их требовательности я действительно хорошо знал нужные мне предметы. В тех случаях, когда преподаватели были скорее добрыми, многие студенты или лицеисты выезжали только на том бэкграунде, который у них был до этого. Соответственно у тех, у кого не было привычки готовиться к занятиям систематически, на старших курсах напрочь отсутствовала возможность более-менее сдать самый простой зачет. Потому что бэкграунда уже этого нет, а привычки готовиться - тоже нет. И заканчивалось тем, что вроде бы одни из самых перспективных первокурсников к третьему курсу становились нестабильными середняками, а то и хуже. 

Поэтому я считаю, что даже в отношении хороших студентов не нужно снижать градус требований и позволять им расслабиться.

***
- Из какого Вы города?

- Из Могилева.

- А есть то, что Вы вспоминаете до сих пор из своего города, моменты?

- Бывать дома для меня - это такой способ эмоционально подпитаться. Там у меня дом, друзья, любимые места: тот же лицей, ледовый дворец, где я кататься на коньках научился. Плюс есть там пара улочек, по которым мне нравится гулять.

- До сих пор?

- Да.

- А общаетесь сейчас с друзьями своими со школы, с лицея?


- Не так, чтобы каждый день, но есть хорошие друзья, которые, наверно, останутся друзьями на всю жизнь. 

***
.txt - Дарья Каток
Д.В.Зайцев: "Для разнообразия студентам иногда полезно готовиться к семинарам" Д.В.Зайцев: "Для разнообразия студентам иногда полезно готовиться к семинарам" Reviewed by Олег Полонский on 08 сентября Rating: 5

Технологии Blogger.