SR-поход: форум-спектакль "Углы"


Театральный проект «EYE» существует с 2001-го года. А сейчас открывается восьмой сезон их форум-спектаклей. Создатели напоминают, что форум-театр - это особый театральный метод, балансирующий на грани театра, психологии и педагогики. Зрителю предлагается не просто обсуждать проблемы, расположившись в удобных креслах, но и решать их прямо на сцене своим прямым и активным вмешательством в ход событий. Мы решили прийти на репетицию и напрямую получить информацию о том, как действуют форум-спектакли, и чем они отличаются от обычных. Заодно и выведали интересные подробности о первом в этом сезоне спектакле под названием «Углы».


Дмитрий Мастяница, директор театра «EYE» и режиссер форум-спектакля «Углы».

Начало деятельности.

С самой методикой форум-спектакля я познакомился где-то в 2004-ом году. Был большой шведский проект, где я долгое время был просто участником, потом стал помощником, затем координатором проекта. И, наконец, меня переклинило: сейчас мы уже начинаем восьмой театральный сезон. Обычно за год мы отыгрываем пять-шесть спектаклей.


Написание сценария.

Сценарии пишутся по-разному. Бывало так, что половину сценария я придумывал сам, половину додумывал с актерами. Сначала, конечно же, составлялся сюжет. Слова я целиком написал сам, вот сейчас у нас будет первая толковая репетиция. Форум-театр позволяет показывать спектакль сырым. Актеры прочитают эти тексты и будут говорить так, как им лучше говорится. Я не профессиональный драматург, так что все это процесс коллективного творчества. Бывает, что мы сразу пишем все вместе: нет одного автора. Бывает, что я приношу уже готовую работу, взятую из жизни или придуманную мной. Основная фишка в том, что все это делается в сжатые сроки путем как можно меньшего репетирования, чтобы все было, можно сказать, немножко грубовато. Я имею в виду более грубую работу, неотесанную. Важно то, что мы просим зрителя выйти на сцену и у него есть психологический барьер. Зритель не хочет выходить к суперпрофессиональным актерам. Я пробовал когда-то работать с профессионалами. Получалось так, что они все очень хорошо играют, передают все, что нужно передать. А зритель не хочет выходить. Ему страшно оказаться наравне с профессионалами сцены. Поэтому иногда кажется, что форум-театр, – немножко недотеатр. Но это нормально.


Основа спектакля.

Мы выставляем конфликт, в результате которого происходит что-то очень нехорошее с главным героем. И наша задача сделать так, чтобы главный герой не пострадал, чтобы зрители нашли какой-то вариант выхода из той ситуации, которую мы предлагаем. Форум-театр может быть развлечением, но в данном случае это скорее какая-то коррекция поведения людей. Я, по крайней мере, серьезно подхожу к этому вопросу.


Работа со зрителем.

Зритель выходит и начинает играть сам. Мы никогда не можем до конца предугадать, что именно зритель начнет делать. Мы слегка прорабатываем жизнь персонажа, его характер, мотивы его поступков и пытаемся понять, в какие моменты он может уйти от той линии, которую ему заложили. То есть я ни в коем случае никогда не говорю актерам: «Если выйдет человек и скажет то-то, то ты должен изменить свое поведение». Это очень плохо: актер будет ждать этого, а оно может никогда не прийти. Вопрос в том, что персонажа может сдвинуть: какое происшествие, какое предложение, какая смена тональности в разговоре может заставить персонажа быть другим. Невозможно сказать, сколько нужно проработать вариантов развития событий, потому что вариантов ровно столько, сколько людей на спектакле. Если придет сорок человек, то для каждой замены у нас будет сорок вариантов, замен может быть штук десять. Четыреста вариантов невозможно проработать.

У нас есть зрители, которые приходят поучаствовать в спектакле, и есть зрители, которые приходят посмотреть на то, как другие зрители участвуют в спектакле. Поэтому есть зритель и зритель в квадрате. И для тех, и для других это все должно быть интересно. Why not?


Количество участников.

Форум-театр подразумевает то, что на сцене одновременно задействовано четыре человека. Это классика такая, связанная с воздействием. То есть если взять слишком много людей, то зрителю будет сложно с кем-то себя четко отождествлять. Поэтому немножко шаблонные роли и четыре человека: жертва, агрессор и два человека, которые склоняются к какой-то из сторон. У нас играется две сцены. Бывает так, что один персонаж уходит из спектакля, на его месте появляется другой. И тогда может быть пять или шесть человек. Но обычно не больше шести. В данном спектакле у нас четыре человека и персонажа, они переходят из одной части в другую.



Декорации.

Минимальный набор декораций мы, конечно, делаем. Но наша задача показать конфликт, а не прятать актера за какими-нибудь красивыми вещами. Вот когда мы делаем уличный спектакль или для сцены, то там есть все: и костюмы, и декорации. Там есть двойные и тройные смыслы, которые надо разгадывать. Но в данном случае важнее создать видимость жизни. Чтобы человек не разгадывал загадку, почему у меня синий шар стоит посреди сцены в Павлинке. Нужно, чтобы он проникал в конфликт.

Идейная основа.

Как и у любого театра, у нас есть свои планы. То есть я знал, что где-то в октябре мы должны сыграть спектакль: конец сентября – начало октября. Потом мы начали обсуждать, какие идеи взять. Вот Саша предложила идею - мы ее взяли и родили из нее спектакль. На самом деле это не очень сложно. Я, допустим, ленивый человек. Я мог две недели назад написать все это дело, но как-то руки не доходили. К счастью, это никогда не отражается на качестве: три-четыре репетиции – и форум-театр готов для того, чтобы его играть.

Название.

Почему «Углы»? Потому что все очень остро. Потому что все, что будет происходить на сцене между персонажами, до предела заострено. Одно из таких, пожалуй, основных правил форум-театра: здесь не бывает абсолютно правых персонажей. То есть тех, кто прав в своем поведении. В данном спектакле это, мне кажется, очень ярко выражено, потому что у всех персонажей есть какие-то причины вести себя неправильно. Думаю, для сцены важно не показывать идеальных людей.


Маленькая подсказка о сюжете.

Этот спектакль будет интересен совсем молодым людям, людям моего возраста (мне 37 лет). Хочется рассказать и в то же время не продавать сам спектакль… Он замешан на конфликте между поколениями – это однозначно, но конфликт будет рассмотрен под достаточно необычным углом. Там и любовь замешана. Мы редко трогаем тему любви на форум-театрах. Возможно, кого-то это заинтересует. Чем-то сюжет и мелодраматичный. Актеры говорят, что похоже на бразильский сериал. Бывает так, что в хороших бразильских сериалах очень сильные сценаристы. Там может быть отвратительный режиссер, отвратительные актеры, но сценарист там всегда на уровне. Наш сценарий базируется на остроте взаимоотношений в семье между разными поколениями, где есть место и для любви.

.txt - Анастасия Соколовская
.jpg - Анна Климович
SR-поход: форум-спектакль "Углы" SR-поход: форум-спектакль "Углы" Reviewed by Unknown on 10 октября Rating: 5

Технологии Blogger.