Театр, опера и кино, казалось бы, три совершенно разных направления, имеющие лишь общее начало. В этой статье мы познакомим вас с одним из самых популярных режиссёров - Виестурсом Каирышем (на фестивале «Паўночнаяе ззянне» прошел его мастер-класс на тему «Як сумяшчаць працу рэжысёра ў кино і тэатры»). Вы узнаете о том, как совмещать несовместимое, а также немного фактов об истории успеха Виестурса, ну и на сладкое - мнение латвийцев о нашей Беларуси.
Сам Виестурс Каирыш не относит себя к какому-то определённому направлению, предпочитая смешивать и создавать нечто новое. Он умело соединяет грандиозность оперы, чувственность театра и многоплановость кино.
После окончания Латвийской академии культуры режиссёр отправился на поиски своего собственного стиля: “Многие смотрели на кино и театр и были твердо убеждены, что не стоит ни в коем случае их соединять, но я был с ними не согласен. Сначала я работал в театре, поставил два спектакля и решил не связывать свою жизнь с кино. Затем я пришел в оперу, мне пришлась по душе эта грандиозность и я понял, что чувствую себя хорошо там, где все чувствуют себя плохо[смеётся]».
«Планирую идти по направлению театра марионеток, т.е. меньше языка, больше тела. Буду пытаться сделать это в следующем году, так как сейчас нет времени, занят съемками фильмов. Также скоро буду готовить «Балтийское кольцо» для столетия в Латвии, которое обычно помпезное и глупое. Я стараюсь не участвовать, но не всегда получается, так что буду ставить тетралогию об истории немцев, которые жили в Латвии до 1939 года, пока Гитлер их не «пригласил» в Германию. Естественно, выбора у них не было. За те два года Латвия потеряла две огромные общины – немецкую и еврейскую, поэтому мы просто ненавидим Вторую Мировую и 9 мая для нас не такой уж и праздник, мы просто рады, что это закончилось».
Вот и подошёл к завершению мастер-класс, а значит самое время для вопросов из зала:
* Насколько важна команда, с которой вы работаете?
Я стараюсь работать с одной командой, держаться одного коллектива, но сейчас достаточно сложно договориться по поводу продакшена и приходится ставить какие-то условия. Моя жена также входит в команду, являясь художницей по костюмам. Сейчас в моих постановках будут участвовать чешская актриса, звукорежиссёр и литовский актёр. Я считаю, что сложно отдавать какие-либо позиции, но иногда это необходимо. Самое главное, чтобы решающий голос был за тобой, и ты мог влиять на всё.
* Расскажите подробнее о Вашей работе в театре и кино, какие есть отличия?
Могу сказать, что у меня был спектакль, в котором я ошибся. Он мне совершенно не нравится, и теперь я ещё больше внимания уделяю кастингу. Одним из главных отличий является то, что за театральной постановкой постоянно нужен контроль, ты не можешь просто пустить его в прокат во всех театрах, как кино. Необходимо наблюдать за выступлениями актёров, корректировать их.
* Вы впервые в Беларуси, какое мнение у Вас было до приезда и что вы для себя отметили? Знаете ли вы о нашем искусстве?
Конечно, слышал о вашем театре оперы и балета, все говорят: «Они там такое построили!», а вообще, все, что мы слышим – это Лукашенко, шутки про батьку и понимаем, что в Беларуси всё совершенно плохо, тут батька и никакой демократии, никакого искусства, это своеобразные клише. Я очень волнуюсь насчёт белорусского, потому что сам занимаюсь поддержкой латышского языка и мне это безумно интересно. Читал Василия Быкова, Алеся Адамовича, Светлану Алексеевич. Последняя меня поразила, пусть, как ни странно, на русском, но она пишет очень сильные произведения. Мне интересно с исторической точки зрения: как повлияли военные действия того времени на разные страны.
Что касается меня, то я, как житель мира, крайне антипутинский, ненавижу это. Считаю их действия ужасными и мне не нравится то, как они вмешиваются в дела моей страны, и, словно невидимая оккупация, очень мешают нам развиваться. Конечно, мы и сами создаём себе кучу проблем и далеко не белые и пушистые, но было бы лучше, если бы они нам не мешали.
«Совмещать несовместимое», похоже, Виестурс Каирыш руководствуется именно этим словосочетанием при создании своих работ. В его кинолентах можно найти звучание оперы, в театре – разноплановость кино, а в опере – особую игру актёров. Для описания его работ как нельзя лучше подойдёт фраза «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
.txt - Илона Клевжиц
.jpg - Марина Карпович
Совмещать несовместимое. Виестурс Каирыш в Беларуси
Reviewed by Unknown
on
21 мая
Rating:
