«Живёт улица, Живёт Минск!» - урбанистика, муралы и бразильские художники на фестивале VULIСA BRAZIL

Мегаполис. Какие ощущения возникают, когда ты слышишь это слово? Наверняка перед глазами сразу возникают дороги с длинными пробками, огромные скопления людей в общественных местах и серость рабочих будней. Но неужели в таком большом городе, как Минск, нельзя найти место романтике и искусству? Конечно можно! Совместив при этом урбанистику, стрит-арт и добавив нотку бразильского задора. Всё это включает в себя фестиваль VULICA BRAZIL, который проводится уже пятый раз. Samoe Radio не могло пропустить такое масштабное мероприятие, поэтому мы рады поделиться самыми яркими его моментами.

Изначально этот фестиваль был создан при поддержке посольства Бразилии для создания на старых заводских зданиях граффити, чтобы оживить это место. Но кроме улучшения эcтетического вида Ленинского района, важной задачей фестиваля в этом году было развитие урбанистики в нашей любимой столице, а также разработка проектов по созданию условий инклюзии в самых посещаемых местах Минщины. 
Урбани́стика — наука, посвященная развитию различных городских систем (транспорт, пешеходная инфраструктура, экология, здравоохранение и другие), их взаимодействию между собой и с жителями города.
Основные мероприятия проходили не только на популярной улице Октябрьской, но и в других знаменитых местах: ОК16, Галерея Ў и культурный центр Корпус. А завершилось всё большим опен-эйром.


ОК16
Именно в этом месте и начался этот замечательный фестиваль. А открыли всё мастер-классы, где каждый желающий мог попробовать себя в амплуа художника. Обучали как академическому рисунку, так и созданию муралов. Да-да, именно так и называются эти разноцветные рисунки на стенах Корпуса и улицы Октябрьской. 


На четвёртый день фестиваля – 1 августа – на творческую встречу заглянули и сами художники, среди которых были не только мастера своего дела из Бразилии, но также и белорусские молодые таланты. На встрече они рассказывали о себе и о своём пути становления в искусстве, а также анонсировали свои работы. Примечателен тот факт, что эти работы имеют не только культурный, но и большой социальный подтекст. Например, работа художницы Criola – о роли женщины в современном обществе, а художник-музыкант Hyper в своём мурале изображает такие проблемы, как поиск себя и связь со своим родом. 

6 августа у стен корпуса посадили лес бесконечного цветения, дабы сделать это место ещё красивее и экологичнее. Для специалистов по урбанистике бразильский архитектор Gimenes проводил специальный воркшоп, на котором разрабатывались проекты о том, как сделать столицу более уютной и приспособленной для жизни людей. 

Галерея Ў
В галерее современного искусства с 5 августа и до конца фестиваля проходила выставка работ участников Vulica Gallerey, вход на которую был свободный для каждого посетителя. Работы были самые разнообразные: белорусские мотивы на старых музыкальных пластинках, дощечки, разноцветные переливы красок на которых превращались в пейзажи, портреты, созданные из множества мазков, или фотоколлажи. Также уменьшенные копии работ художников можно было купить в Галерее в качестве открыток.

                         


Культурный центр Корпус
Самые интересные и полезные мероприятия проходили в Корпусе на Машерова, который два года назад преобразился именно благодаря фестивалю. 31 июля в стенах Корпуса было показано кино про зарождение граффити “Style Wars”. 

5 августа состоялась лекция всё от того же Лоуренцо Gimenes, который, между прочим, уже в третий раз приезжает в Беларусь, чтобы поучаствовать в фестивале. В начале своей лекции он показал нам старое фото с перекрестком – именно так выглядела Бразилиа много лет назад. Но благодаря усилиям урбанистов превратилась в красивую и живую столицу. 


Какая же главная проблема современных мегаполисов? Лоуренцо уверен, что всё дело в монументалистском подходе: основной упор в городе делается на асфальт и автомобили. А это совершенно неправильно, ведь при таком подходе из города исчезает его душа. 
Главная цель для любого урбаниста – это изменить представление о том месте, где ты живешь.
А основной инструмент для этого – интервенция. Есть разные её виды, например, установление зелёных зон в центре города, создание различных перфомансов, необычная окраска жилых зданий. Кроме известных проектов бразильский гость показал и свой дом, рядом с которым он оборудовал общественный огород для всех желающих. 


Завершились фестивальные мероприятия в Корпусе показом ещё одного фильма “Image makers: Выявы адсутнасці”. Основной посыл кинокартины в том, что искусство не имеет границ. Не важно, какого ты пола, сколько тебе лет и каков размер твоего банковского счёта, главное – твоё желание творить и горящее сердце. После фильма состоялась дискуссия с талантливой режиссёркой Poliakowa. В свои 27 лет девушка уже успела снять клипы для группы «Ляпис-98», а её работы в технике фотоколлажа украшают биллборды Минска. На встрече Poliakowa рассказала зрителям, где берёт вдохновение, анонсировала свою выставку и получила заманчивое предложение о показе своих видео-работ в городском транспорте. Так что ждите, в ближайшее время на первом маршруте появится настоящее искусство.

Опен-эйр 
И вот наступил заключительный день фестиваля. Уже с самого утра был установлен детский скалодром, палатки для экомаркета и даже минифутбольный стадион (волонтёры для этого приехали в 6 утра), а сама Октябрьская стала в этот день пешеходной зоной. 


Во время маркета можно было купить экологичные продукты, попробовать веганскую еду и продегустировать новинки известных брендов. Для любителей самокатов были организованы соревнования, а для самых маленьких посетителей организаторы устроили мастер-классы по искусству. Весь день в границах Октябрьской музыканты играли как белорусское техно, так и бразильские мотивы. В Галерее Ў тем временем проходила оживлённая лекция-дискуссия между представителями различных сфер урбанистики. 


Но самое интересное было впереди – карнавальное шествие. Танцоры в костюмах бразильских аборигенов устроили зажигательные танцы, проходя по всей Октябрьской. За ними шествовал импровизированный оркестр, артисты для которого были собраны по всему СНГ. Даже зрители могли принять участие в сотворении музыки. 


Завершилось шествие у главной сцены, на которую вышли главные организаторы феста Мила Котка и бразильский посол Данила, а также все художники и администрация Ленинского района города Минска. После слов благодарности участникам, волонтёрам и гостям, уже известный нам Hyper выступил со своей новой песней, которая стала гимном фестиваля. А завершилось всё огненной иллюминацией и масштабными объятиями. Но в тот вечер Октябрьская улица ещё долго не замолкала. 


VULIСA BRAZIL – это фестиваль, который понравится каждому, ведь каждый найдёт в нём что-то свое. Словить кайф, танцуя под бразильские мотивы, - большая радость. А быть непосредственно причастным к фестивалю, работая на нем волонтёром, - огромная честь для любого. И пусть следующий фестиваль будет только через два года – он точно стоит того ожидания. Хочется пожелать нашим любимым читателям, чтобы их жизнь была ярче любого карнавала, ведь они у нас самые лучшие. А завершить статью хочется словами наших бразильских гостей: 
«Живёт улица, Живёт Минск, Живёт Молодежь!» 

txt. - Евгения Субботина 
jpg. - Евгения Субботина, Елизавета Литвин
«Живёт улица, Живёт Минск!» - урбанистика, муралы и бразильские художники на фестивале VULIСA BRAZIL «Живёт улица, Живёт Минск!» - урбанистика, муралы и бразильские художники на фестивале VULIСA BRAZIL Reviewed by Lisbet Ginger on 13 августа Rating: 5

Технологии Blogger.