Менестрель: минская площадка гуманитарного знания


Казалось бы, что общего между ЦТ, проектом для экзамена по истории и ребятами из лицея? Ответ прост: проект "Менестрель" - минская площадка гуманитарного знания. Ребята, уже бывшие лицеисты, пишут о гуманитарных науках простым языком для таких экономистов, как мы. Это не только материалы по гуманитарным наукам, но и проекты о современности. От социологии и истории до стрит-арта и религиоведения. Как связаны ЦТ и история читайте в нашей статье!


Основатели проекта - Влад Короткий и Валерия Снежко 

Влад: мы с Лерой из лицея БГУ, и, когда была дистанционка, нам было нечего делать. Я решил разнообразить материал, который нам дают по билетам по истории, и как-то в дальнейшем это начало выливаться в сайт. Мы с Лерой скоординировались и стали писать статьи, звать людей и создавать нашу площадку. Изначально это был чисто исторический проект для билетов по истории, но сейчас это вылилось в огромную историю от психологии до политологии.

Лера: также добавлю, что изначально наш проект назывался «Лицейская площадка гуманитарного знания», потому что думали, что это будет только с лицеистами, в частности с нашими одноклассниками. Нас поддерживала преподавательница по истории. Мы хотели объединяться ещё с ребятами из других классов, но потом начали присоединяться ребята, не связанные с лицеем, из других стран – Португалии, стран Америки, и т.д. Получилась уже не лицейская площадка.

Влад: нельзя сказать, что ребята из Португалии нам часто пишут, у нас не международный проект, и всего 800 подписчиков в инстаграме.

Сколько вам лет и где вы учитесь?

Лера: мне 18 лет и у меня сейчас переходный период в плане учёбы, то есть я еще не могу точно озвучивать свои планы. Но у меня профиль будет связан с гуманитарными науками, в частности с языками, литературой и культурой.

Влад: я учусь в Москве на 1-ом курсе медиакоммуникаций в Высшей школе экономики. Сначала думал поступать на программу культурологии, но передумал. Может быть, к счастью, а может к сожалению.


Почему ваш проект называется «Менестрель»?

Влад: на самом деле, вариантов сначала было очень много и выбрать было сложно. Изначально мы назывались «Гудия», потому что в Прибалтике так иногда называют Беларусь. Слава богу, этого названия больше нет, так как оно не благозвучно, и мы искали что-то, что звучало бы и было приятно слуху. И «Менестрель» звучит просто великолепно. Это похоже и на менестроли, и это какая-то еда и всё такое. Менестрель – это средневековый и возрожденческий поэт и музыкант, который занимался распространением фольклорной культуры простым людям, занимался поэзией. В общем, занимался популяризацией и просвещением.


Как долго существует проект?

Лера: мы выбрали день рождения нашего проекта 8 июня, то есть в начале лета его создали.

Сколько людей стоит за проектом и какая у вас иерархия?

Влад: на проекте нас порядка 30 человек. Но из-за того, что мы все студенты, нагрузка на проект не очень большая. И когда у нас есть вдохновение, мы его направляем и говорим о чём писать. Основной состав, который работает, - это человек 5-6. А тех, кто занимается редактурой и дизайном, человек 30.

Лера: из-за того, что у нас пока маленький проект (он будет большим, но позже), нет сильного разделение ролей и задач. Но есть люди, которые занимаются больше соцсетями или техническими вопросами сайта. Нет четкого «ты делаешь это, ты делаешь это».

Первый воркшоп "Права человека на пальцах"

Как вы учились в школе и повлияло ли это на дальнейшую судьбу проекта?

Лера: мне кажется, на наш проект сильно повлияла атмосфера лицея, в нём создаётся много различных проектов самими лицеистами. Когда ты видишь, что вокруг что-то делается, кто-то создаёт, тебе тоже хочется быть причастным к чему-то. Царила атмосфера творчества. И если говорить про учителей, то нас поддерживала и до сих пор поддерживает наша преподавательница по истории Ирина Владимировна Пугач. Она с самого начала поддерживала нашу идею, читала статьи, просила других людей читать, рассказывала про нас своим ученикам. Тут нет какой-то связи с предметами, просто повлиял лицей.

Влад: очень приятно, что лицей всячески помогает в создании оффлайн-воркшопов. Хоть наши публикации и бывают довольно провокационными, лицей этого не боится и готов дать нам развитие.

Расскажите самые нелепые казусы с преподавателями

Влад: конечно, у нас такое есть, но связано не с учителями, а с некоторыми ребятами, которых мы берём, а потом думаем, как от них избавляться из-за качества статей, которые они выпускают. Это большой навык – учиться писать человеку «это не совсем наш формат» и воспринимать потом его какие-то психи и недовольство.

А касательно учителей?

Влад: нам недавно преподавательница по истории рассказала прекрасную историю о том, что на одной из её лекций ученики начали цитировать наши статьи на сайте. Мне кажется, это суперприятно, когда к нам отсылают на уроках.

Много ли учителей написали статьи?

Влад: у нас изначально была идея, что статьи будут писать преподаватели, но сейчас эта идея в полузаморозке. Мы постараемся её всё-таки восстановить. Сейчас поддержка идёт от нескольких учителей, которые рассказывают о нашем проекте.

Как они относятся к статьям?

Лера: они поддерживают, потому что лицей – это не те люди, которые будут критиковать. Наоборот, преподаватели советуют в каких-то статьях подробнее что-то расписать и т.д.


Насчёт статей на разных языках: кто их пишет? И что за «друзья» из других университетов и стран вам пишут?

Лера: если говорить про английский, то у нас есть целый отдельный раздел на сайте - «Opinion/Взгляд». У нас там вышло не очень много статей и пока мы остановились. Эта идея пришла мне. Я как-то подумала о том, что если мы распространяем гуманитарные знания и это делают молодые люди, подростки, почему бы это не делать на межкультурном уровне, на уровне обмена информации?

Мы начали искать и писать ребятам из разных стран, чтобы они просто рассказали что-нибудь об истории своей страны, культуре. Потому что мы можем изучать историю Америки, но лучше о ней расскажет человек, который живёт там. Это были наши ребята-ровесники, кто-то ещё учится в школе, а большинство из них уже на 3-ем курсе университета.

Влад: кто-то учится в университете в Америке, кто-то в Румынии, кто-то в Италию поступил, поэтому ребята умные.

Сколько стран насчитывается на данный момент?

Влад: стран 6: Португалия, Италия, Эстония, Молдова, Америка и еще одна, не можем вспомнить.

И эти ребята связаны с литературой или вообще не связаны с гуманитарными науками?

Лера: да, ребята связаны с гуманитарными науками, некоторые с политикой. Скажем так, это ребята, которые разделяют наши интересы. И ребята, которые писали о культурах своих стран, в этом заинтересованы.

Влад: мне кажется, это суперинтересно послушать людей, которые кажутся настолько далёкими от нас. Это позволяет нам подумать о том, насколько возможны наши представления о нашей стране, которые могут быть необычными и странными для других культур, насколько это социально-обусловлено.

Тесты на сайте Менестрели

Как изменились мнения родителей в начале проекта и сейчас?

Лера: тут нужно начинать с отношений с родителями: если есть поддержка, то она будет во всём (как в моем случае). Моя мама с самого детства поддерживала абсолютно все мои начинания: от «телеграм-канальчика» про историю моды, заканчивая проектами. Потому что я сейчас делаю не один проект.

Влад: у меня история гораздо интереснее, потому что у меня родители пожёстче. И они изначально очень бесились из-за того, что мы всё это делали перед ЦТ. Все добропорядочные ученики готовятся к ЦТ, а мы сидим и верстаем сайт ночами, а иногда и по 10 часов в день. Конечно, родители беспокоились по этому поводу, и были такие разговоры, что я слишком в это углубляюсь и что не надо возиться столько времени. Но сейчас, во-первых, я уехал в другую страну, и такого контроля быть не может, а во-вторых, когда я это всё говорю и скидываю, уже как-то мама говорит «ну ладно, я почитаю статью, которая вышла, ну ладно, может у вас что-то получится».

Лера: я очень много времени проводила на даче, и была с компьютером, на котором редактировала статьи. И вот когда ты сидишь с бабушкой, с дедушкой, с другим поколением, они вообще всерьёз не воспринимают, что ты целый день за компьютером сидишь. Я говорю им про проект, а они не понимают значимости. Но, в принципе, все поддерживают.


Есть ли какая-нибудь финансовая помощь от других источников, спонсирование проекта?

Влад: мы сделали глобальную вещь, зарегистрировались на платформе Планета.ру. Всех призываем там оставить хоть маленький донат. Изначально помог лицей. А вообще, приходит стипендия и её как-то на проект пропихиваем, чтобы рекламу запустить. Или родители прислали денег на карту, и хотя бы рублей 10 туда вложить. Очень хочется как-то начать зарабатывать деньги, чтобы больше вкладывать. Ну и, собственно, краундфандинг, который мы запустили. Надеюсь, мы соберем хоть какую-то сумму, чтобы провести наше оффлайн-мероприятие или начать платить не нам, а хотя бы дизайнерам.

Что посоветуете почитать каждому? Ваш топ-3.

Лера: мне нравится Джейн Остин, но если про каждого, то «Великий Гэтсби», «Ночь нежна» Фицджеральда. Есть книга, которую мне подарили недавно, она в виде комиксов, но это прекрасно. Называется «Дерзкие. Женщины, которые делали то, что хотели». Истории совершенно разных женщин, начиная с античности, заканчивая нашими днями.

Влад: во-первых, я посоветую Чуковского «Мой Уитмен». Это заставит вас полюбить этого замечательного американского писателя, влюбиться в переводы Чуковского. Джон Локк «Два трактата о правлении». Это очень остроумно, очень смешно, интересно и увлекательно. Ну и третья, которая очень сильно повлияла в подростковом возрасте, – «100 лет одиночества». Перечитывал раза 3 и каждый раз находил что-то новое.

Если бы в мире не осталось книг и вам бы пришлось выбирать, какие оставить. то какие бы это книги были?

Лера: наверное, я бы оставила любимые книги своего детства, потому что ты взрослеешь, читаешь умные книги, но чувства от самых любимых детских книг больше нет, потому что это первый и единственный опыт. Моя самая любая книга – это Валентина Осеева «Динка». Я бы не смогла прожить без этой книги, потому что это часть меня.

Влад: я бы выбрал Библию. Если бы ничего не осталось и вообще никаких книг, то нужно черпать откуда-то вселенское вдохновение, вселенскую философию, придумывать собственную мифологию. Тем более, Библия огромная и перечитывать можно много раз. Так что это очень эффективная книга.

А будут ли библейские мотивы у вас в статьях?

Лера: это можно было бы связать как-то с искусством, было бы очень интересно.

Как вы генерируете идеи для проектов?

Влад: наша с Лерой главная задача: брать как можно больше инициативных и талантливых ребят и выжимать из них всё, что можно. Самые безбашенные идеи приходят от этих ребят. Мы даже не скидываем темы, только если что-то срочное для спецпроекта.

Что бы вы пожелали для себя в будущем?

Влад: мне даже и пожелать нечего. Я бы пожелал стать еще круче.

Лера: верить в свои идеи и дела, потому что иногда это кажется чем-то несерьёзным.


Samoe Radio не может скрывать чадо ребят и делится со всеми ссылками, где можно подписаться, а ещё пройти тест на Бунина! 

Вконтакте: https://vk.com/menestrandie 

.txt - Александра Халюта
.jpg - личный архив героев
Менестрель: минская площадка гуманитарного знания Менестрель: минская площадка гуманитарного знания Reviewed by Darya Shamshurkina on 08 декабря Rating: 5

Технологии Blogger.