Стартап изнутри: корпоративная культура Google


«Если ваши дети хотят изрисовать свою спальню, позвольте им это сделать…»,  это фраза Рэнди Пауша, профессора информатики университета Карнеги-Меллон, которую он произнёс на своей “Последней Лекции”, так как ему диагностировали рак поджелудочной железы. С ней он обратился к родителям, которые присутствовали в зале, показав фото своей детской спальни, где он исписал формулами все стены. Тем самым он хотел сказать: «Дайте жизнь Креативности ваших детей».

Зачем было упоминать этот случай? Потому что эта статья тоже повествует о креативности необычного ребёнка с именем «Стартап», которому иногда нужно немного пошалить, а его родителям создать среду под названием «Корпоративная Культура», в которой эта шалость будет вызывать у них только радость.

Да, всё верно! Речь пойдёт о корпоративной культуре стартапа. А рассмотрим мы её на примере компании, в которой дух стартапа царит уже двадцать два года, а количество проектов уже почти приблизилось к пятидесяти. Имя ей – Google!


Сначала ценности

Идея, возможность, старт – это слова, которые могли возникнуть у вас в голове, если вы когда-нибудь задумывались начать свой стартап. Однако не каждый может сразу сформулировать, что он хочет донести до людей этим началом.

Часто при создании стартапа основатели записывают на бумаге миссию организации, чтобы она просто была. Тут их и ждёт первый промах: когда компания в первый раз заявляет о себе публике, не уделяя своей миссии много внимания, она рискует тем, что человеческие «детекторы чепухи» поймут, что её миссия – всего лишь набор слов, состряпанный группой маркетологов, которые ночью за упаковкой пива пролистали сайт www.идеологическийсловарь.com.

Миссия компании Lehman Brothers – «Создать непревзойдённые партнёрские отношения и ценности для наших клиентов с помощью знания, креативности и преданности наших сотрудников, что даёт превосходные результаты нашим акционерам». Отличная миссия! По крайней мере, была – до банкротства. Конечно, братья Леман во что-то верили, но разглядеть эту веру никому не удалось.


Совсем по-другому сформировали свои ценности ребята из Google, которые чётко и понятно отражают то, что имеет первостепенное значение для их организации и что заботит лично вас: «Первым делом – пользователь». С самого начала стоит задуматься о том, какой будет корпоративная культура и лозунги.

Совет:
Подумайте о своей корпоративной культуре. Сформулируйте свои ценности так, чтобы умные креативщики вашей компании смогли принять трудное решение при любой ситуации, просто вспомнив лозунги и миссию вашей компании.

Однажды утром в одном из офисов Google, когда бывший CEO Эрик Шмидт оказался у дверей в свой кабинет, он понял, что внутри уже кто-то есть. Приоткрыв дверь, Эрик заметил, как один из инженеров притащил туда свой стол и начал обустраивать рабочее место. Оказалось, что в кабинете, в котором раньше работал Амит (так звали инженера), места на одного человека значительно меньше, и он решил: «почему бы и нет?».

В итоге Амит и Эрик проработали в одном кабинете друг с другом несколько месяцев. Стало совершено очевидно, что в этой компании важность сотрудников не измеряется в квадратных метрах.


Корпоративная культура стартапа тем и прекрасна: когда вы находитесь в зоне досягаемости и можете постучать по плечу любому (рядовому сотруднику или топ менеджеру – не важно), ничто не может остановить бесконечный поток коммуникации и новых идей. Здесь не существует иерархии важности сотрудников по уровню их должности, здесь царит идейность.

Командиры танковых войск Израиля не кричат «В атаку!», когда идут в бой. Они подымают войско криком «Ахарай!», что означает «За мной!». Так и в стартапе: любой руководитель ведёт за собой умных и креативных сотрудников за собой, а не остаётся есть чипсы с кока-колой на удобном кресле, пока его войско бьётся с бронированным врагом.


Когда говорить «ДА», а когда возражать

Бывший президент Коннектикутского университета и просто американский учёный в одном лице, Майкл Хогган, однажды сказал:
«Первое, что я хочу посоветовать, – говорите «да». На самом деле, говорите «да» как можно чаще. Слово «да» даёт начало чему-то новому. Слово «да» – синоним развития. Слово «да» приведёт вас к новому опыту, который добавит вам знаний и мудрости. Отношение к слову «да» показывает, сможете ли вы двигаться вперёд в эти изменчивые времена».
Десять лет назад на еженедельном корпоративном собрании Google обсуждалось введение новой функции YouTube – воспроизведения видео в высоком качестве, – которая отлично работала. Салара Камангара, руководитель проекта, спросил, есть ли хоть одна веская причина не запускать данную функцию прямо сейчас. «Ну, – ответил кто-то. – Согласно графику, это должно произойти только через несколько недель. Следовательно, мы можем продолжить тестировать её, чтобы убедится в том, что всё работает». Эта причина оказалась незначительной, а другой никто не смог сказать, поэтому на следующий день все пользователи YouTube на несколько недель раньше получили приятный подарок от склонности одного человека к слову «Да».

Совет:
Установите в организации культуру «да» и развивайтесь семимильными шагами.
В ситуации с запуском новой функции для YouTube в каком-то смысле можно даже похвалить тех сотрудников, которые попытались возразить инициативе начальника. Почему? Потому что в атмосфере стартапа всегда должно присутствовать «обязательство возражать». Если кто-то сомневается в правильности выдвинутой идеи, он должен высказать своё несогласие. Ведь в противном случае он будет испачкан в томатный сок и окажется виноватым в том, что негодная идея будет принята.

Совет:
Возражайте, если не согласны.

 

«Эта реклама – ПОЛНЫЙ ОТСТОЙ»

И наконец, самое прекрасное в стартапе – это отсутствие сотен ненужных совещаний и митингов, что зачастую только замедляет работу компании. Здесь всё решается одним листом формата А4. 

2002 год, май, пятница и Ларри Пейдж (сооснователь Google), который решил найти в поисковике своей же компании информацию по старинному мотоциклу Kawasaki H1B. Но вместо этого google принял его за иммигранта и выдал объявления юристов по помощи в получении американской визы H-1B. Вдобавок, рекламный сервис AdWords выдавал совершенно не то, что вводилось в строку запроса.

В обычной компании CEO, обнаружив плохой продукт, вызвал бы ответственное лицо, отругал его, а затем ещё созвал бы два-три совещания, чтобы не заскучать. Однако Ларри выбрал другой путь. Он распечатал страницы с результатами, которые его не удовлетворили, и расположил их на стене в офисной кухне. На этом листке была надпись: «ЭТА РЕКЛАМА – ПОЛНЫЙ ОТСТОЙ». После чего он просто пошёл домой, никому ничего не сказав.


Всё тот же год и месяц, но уже понедельник. 5.05 утра и пара разработчиков поисковых систем, которые, заметив в пятницу послание Ларри, работали выходные напролёт над решением данной проблемы и разослали всем электронное письмо, содержащее детальный анализ причин её возникновения и описание решения со ссылкой на работающий прототип изменённой рекламной системы. Да, такова сила корпоративной культуры стартапа и обычного листка А4 :)

Совет:
Умные креативщики работают в первую очередь за идею, поэтому, чтобы привлечь таких бравых ребят, которые готовы будут работать с полной отдачей делу в свой week-end, любой компании следует всерьёз задуматься над тем, чем она будет привлекательнее по сравнению с другими такими же.
 
Бонус – Fun & Fun again

Мы живём и смеёмся. Живём ради того, чтобы смеяться. Мемы – наше всё. Во всех сплочённых коллективах существуют локальные мемы. Ну а чтобы поделиться весёлыми картинками с текстом со всем коллективом, самые остроумные создают целые интернет-порталы для этого. В Google таких остряков полно, посмотрите сами (p.s. сайта с мемами гуглеров нет в публичном доступе, поэтому смотрим из кустов).




Любой стартап уникален, и никто не может предсказать, какие принципы корпоративной культуры нужны именно вашему. В любом случае, всегда нужно размышлять о том, насколько хорошо себя чувствуют сотрудники, и следить за тем, чтобы все полностью реализовывали свой потенциал.

Стартап – это не просто приток «свежей крови», это стиль жизни ;)

Источник: How Google Works / Eric Schmidt and Jonathan Rosenberg, with Alan Eagle

.txt - Илья Маньковский
Стартап изнутри: корпоративная культура Google Стартап изнутри: корпоративная культура Google Reviewed by Darya Shamshurkina on 14 декабря Rating: 5

Технологии Blogger.