10 ноября во Дворце искусств
состоялось открытие республиканского
выставочного проекта V Триеннале декоративного искусства Белорусского союза
художников «Декарт-22». Обзор и мини-интервью с
одним из авторов – в нашей статье.
Во Дворце искусств можно ознакомиться как с общей экспозицией, так и с персональными мини-проектами отдельных мастеров.
Одно из направлений выставки - работы из стекла, в том числе результат сотрудничества Белорусского союза художников и стеклозавода “Неман”.
Также представлены работы из керамики и металла, проекты с использованием пластика и других, иногда неожиданных, материалов.
Часть выставки занимают работы в направлении текстиля. Нам удалось пообщаться с автором нескольких из них - Алиной Швайбович.
Алина и ее работы «Мультивселенная», «Изолирующая абстракция»,
«Консервация»
Это направление сейчас весьма актуально во всем мире, имеет свою философию и название - «fiber art» или «искусство волокна». Основная мысль заключается в том, что текстиль - это уже не просто материал (нить, ткань или полотно), в этом направлении важна сама суть переплетения, создания образов путем комбинирования самых разных материалов и техник. Так, на выставке было представлено много произведений, выполненных с использованием металла, полимеров, пластиковых пакетов и прочих "не текстильных" материалов. Все эти работы можно отнести к категории «fiber art», в том числе и мои. В своих работах я комбинирую текстиль с леской, проволокой, деревом и эпоксидной смолой, работаю с ажурными текстурами и сочетанием этих текстур. По условиям выставки все работы должны быть свежими - не старше 2020 года. А в последние два года (после окончания академии искусств в 2020) я как раз экспериментировала с эпоксидной смолой, поэтому все 3 работы, представленные на Триеннале, очень перекликаются между собой.
- Как проходила подготовка?
При подготовке к выставке была задействована целая команда художников, монтаж выставки во дворце искусств занял 3 дня и 3 ночи. Мне в этом участвовать не довелось, но для информации, вот, знаю, что запарились с экспозицией. И в целом получилось очень хорошо и созвучно.
- Насколько значимы такие проекты для культурной жизни Беларуси?
Такие проекты действительно нужны в стране, так как живопись и изобразительное искусство в целом зрителю понятны и знакомы, а вот декоративно-прикладное искусство частенько путают с ремесленничеством, мол художники ДПИ только поделки для ярмарок и делают. А ведь это целый культурный пласт, здесь очень много интересного.
Я искренне считаю, что зрителя
нужно знакомить и с таким искусством, с более сложным, глубоким и
концептуальным. Так что очень бы хотелось, чтобы Триеннале ДПИ когда-нибудь расхайпили так же, как
и Осенний салон. Ибо получается так, что про тот же Осенний салон, на котором
чем дальше, тем хуже становится отбор работ и экспозиция в целом, все знают, а
про интересное и качественное мероприятие в виде Триеннале слышно мало, хотя
уровень работ там ого-го.
В рамках фестиваля
задействуются и другие площадки Минска. В Национальной библиотеке пройдет
выставка в память о текстильщиках Алле Непочелович, Владимире Лисовенко и
Ларисе Густовой. В
Художественной галерее Михаила Савицкого покажут работы 12
художников-керамистов. В арт-гостиной "Высокае мѣста" будет представлен проект,
воплощающий скульптурную пластику в обожженной измельченной глине.
Также авторы
презентуют персональные проекты. В Городской художественной галерее
Л.Д.Щемелева покажут выставку декоративной пластики Николай Байрачный и Юрий
Гудинович и текстиля Маргарита Щемелева, в галерее "Мастацтва"
Белорусского союза художников - текстильной мозаики Любовь Кирилова и Вера
Блинцова.
.txt & .jpg Наталья Тарасюк
inst: natalli.ta